Уроки латыни приобщают школьников к мировой культуре

Уроки латыни приобщают школьников к мировой культуреС начала 90-х в России заговорили про необходимость сближения с Европой в сфере школьного образования, про возрождение классических гимназий, включении в программу латыни. Зачем детям этот «мертвый язык», рассказал в интервью преподавателей языков, Александр Подосинов.
— Можно ли называть уроки латыни нововведением перестройки?
— Это вовсе не нововведение. Еще в 19 веке и даже в начале 20 классические гимназии нашей страны, где преподавали латынь, древнегреческий, считались лучшими в Европе. А после революции такие учреждения ликвидировали, только в 1989 специальным приказом было разрешено введение в столичных школах гимназических программ. И вслед за Москвой их вводили другие города.
Трудно сказать, сколько сегодня подобных школ в России, но в Москве проводится каждый год открытая олимпиада, в ней участвует примерно 200 человек с 30 школ. Участники за свой счет приезжают из таких городов, как Санкт-Петербург, Иванов, Нижний Новгород, Красноярск, Саратов – приезжали бы и из иных регионов, если б местные власти им в этом помогали.
— Что дают уроки латыни детям, с какого класса начинать обучение лучше?
— Во многих европейских закрытых школах обучение начинается со 2 класса. А в наших гимназиях с 5 класса начинают учить латынь, и через 2 года — древнегреческий; есть лицеи, где проводится интенсивный двух-трехлетний курс, есть и обычные школы, там латынь идет в виде факультатива, то есть 2 ч. в неделю.
По опыту преподавания в московских школах могу сказать, от изучения латыни польза несомненная. Во-первых, для ребенка это возможность узнавать что-то новое про мировую культуру, «говорить» с великими людьми далекого прошлого – Сенекой, Цезарем, Цицероном на их языке. Многие думают, что изучить латынь трудно, однако здесь, как с другими предметами и языками: кому-то легче, а кому-то тяжелее.